“Экогород – будущее планеты”
В МАОУ “СОШ №1” г. Почепа Брянской области учащиеся 10 классов под руководством Татьяны Викторовны Никуткиной разработали и провели экоуроки по теме “Экогород – будущее планеты”.
На них ребята познакомились с историей появления понятия “экогород”, с принципами, лежащими в основе создания экогородов.
Впервые об экогородах заговорили в 1975 г., когда несколько дальновидных архитекторов и активистов основали объединение под названием “Городская экология”. Миссией данного объединения являлась модернизация городов с целью их более гармоничного сочетания с природой. В 1985 г. “Городская экология” совместно с жителями г. Беркли американского штата Калифорния реконструировали городскую улицу в зону с безопасными велосипедными и пешеходными дорожками. Задачей проекта являлось снижение скоростного режима автомобилей. Данный проект, получивший название “Медленная улица”, заключался в повышении экологической осведомленности населения, в частности, зависимости общества от ископаемых видов топлива.
Проект привлек к себе огромное общественное внимание, а в 1990 г. “Городская экология” провела в г. Беркли первую международную конференцию по теме “Экогород”. Основными вопросами данной конференции послужили обсуждение природных экосистем, использование альтернативного транспорта, экологическая осведомленность и городской дизайн в современных городах.
Экогорода – это города, в которых установлен баланс между социальным благополучием населения, чистой окружающей средой и плодотворным развитием экономики. Здесь люди трудоустроены и обладают высокой покупательской способностью. Они ведут полноценный здоровый образ жизни, но в то же время не оказывают негативного воздействия на окружающую среду. Местные власти наряду с промышленностью и бизнес-сектором принимают во внимание факт ограниченности природных ресурсов. Осуществляются действия по применению мер по рациональному использованию ресурсов и охране окружающей среды.
В идеальном экогороде экологически чистые технологии внедрены во все области жизни: жилые дома, энергетика, транспорт, система обращения с отходами, водоснабжение и водоотведение и многое другое.
Учащиеся представили свое видение того, как можно обустроить экогород. Они подготовили проекты “Экодом” (М.Подрезова), “Переработка мусора в экогороде” (В.Киселева), “Транспорт в экогороде” (А.Денисенко),”Продукты питания” (А.Рожковская), “Зоны отдыха в экогороде” (Л.Астахова).
Познакомившись с предложенной информацией, ребята поучаствовали в создании банка идей для экогорода. Предложенные ребятами идеи могут быть осуществлены в любом населенном пункте и позволят ему приблизиться к статусу экогорода.
Так, было предложено сортировать и перерабатывать мусор, что приведет к ликвидации мусорных свалок. Применение в жилых домах электросбережения и теплосбережения, организация велосипедных дорожек позволят меньше зависеть от сжигания ископаемого топлива. Выращивание в городе, в том числе и на крышах зданий, культурных растений не только обеспечит население продуктами питания, но и позволит озеленить город.
Но на первом месте, безусловно, находится вопрос повышения экологической культуры и экологического просвещения населения города.
В нашем городе особенно остро обстоит проблема сбора и вывоза мусора. И в этом виноваты не только коммунальные службы. Жители города подчас сами усугубляют эту проблему, так как выбрасывают в мусорные контейнеры (или рядом с ними) сухую траву и пищевые отходы вполне пригодные для приготовления ценного органического удобрения – компоста. В мусор идет и старая бумага, а ведь в нашей школе налажен сбор макулатуры. Хотелось бы обратиться с призывом ко всем жителям: “Не захламляйте город! Сократите объем выбрасываемого мусора. Остановите своих соседей, выбрасывающих мусор в неположенных местах. Призовите к порядку детей, мусорящих на улице. И жизнь в нашем городе станет комфортнее и экологичнее”.
Хотелось бы обратиться и к администрации нашего города. Пришло время задуматься об установке контейнеров для раздельного сбора мусора, эксперимент с ними уже проводится в Фокинском районе города Брянска. Да и проблема переработки мусора стоит достаточно остро, ведь складировать его просто негде.
Только общими усилиями можно начать создание экогорода.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова
Екатерина СЕЛЕЦКАЯ,
ученица 10-а класса
МАОУ СОШ №1.