официальный сайт газеты Почепского района Брянской области
 

Почепские поисковики помогли восстановить хронологию подвига Героев Брянского авиаполка…

25 февраля 2020

Вот уже пять лет Брянская региональная общественная организация «Объединение поисковых отрядов «Брянский Фронт» ДОСААФ России в рамках федерального проекта партии «Единая Россия» «Историческая память» реализует акцию «Ушедшие в небо», посвященную авиаторам Великой Отечественной войны, воевавшим и погибшим на территории нашей области.

В 2017 году в средствах массовой информации появилось сообщение уроженки Жирятинского района Екатерины Фатюшиной о памятнике неизвестному лётчику в д. Клинок:
«Забыт лётчик, который в годы Великой Отечественной войны посадил свой горящий самолёт у деревни Клинок. Похоронен он на местном кладбище. Поставлен ему там маленький скромный памятник, который и памятником трудно назвать. Фото этого памятника есть в интернете, его могут видеть люди разных стран. Мне обидно, что герой забыт на моей Родине – Брянщине. Можно перенести останки в село Норино, где проживает большая часть жителей. А вдруг повезёт, и мы узнаем фамилию этого лётчика, ведь его родственники ничего не знают о нём. Обидно, очень обидно, что мы забываем тех, кто ценой своей жизни дал нам, живущим, Великую Победу».
Екатерина предполагала, что ещё могут быть живы селяне, видевшие в тот день горевший самолёт:
«Я помню, как мама рассказывала, что когда самолёт был сбит немцами, то он пролетел рядом с деревней Высокое по полю до деревни Клинок. Лётчик вёл его так, чтобы не упасть на жилые дома. Моя мама и ещё две женщины бежали за падающим самолётом. Лётчик погиб».
Узнав об этой истории, в деревню Клинок выехали члены поискового отряда «Поиск-Почеп» Почепского района. Поисковики провели опрос местных жителей, которые подтвердили эту информацию. Так, Анна Никитична Ковалёва (1923 г.р.) и Григорий Максимович Щерба (1933 г.р) рассказали, что августовским днём 1941 года, жители деревни сначала услышали, а затем и увидели дымящий советский самолёт который летел со стороны деревни Высокое на д. Клинок. Протянув за деревню, машина упала и загорелась. Когда местные жители прибежали на место крушения, то увидели, что не далеко от самолёта лежали тело одного лётчика и фрагменты тела второго лётчика. Обоих авиаторов похоронили в одной могиле на краю местного кладбища.
Почти все свидетели происшедшего и жители деревни Клинок, слышавшие об этой истории от своих родителей, говорили, что экипаж самолёта спас и саму деревню и её жителей. Самолёт, шедший на Клинок, в последний момент отвернул от деревни, и только после этого в небе стали видны купола двух парашютов.
Ещё одной важной информацией, которой поделились жители деревни, стало то, что в конце 70-х годов прошлого века, останки летчиков были перезахоронены в селе Норино. Эти сведения подтверждает и учетная карточка воинского захоронения, в которой указано, что на мемориале покоятся неизвестные воины Красной Армии.
Но кто были эти герои? Помочь узнать их имена мог только разбившийся и сгоревший самолет, ведь в армейских документах всегда указывались номера крылатой машины и её двигателей. По ним можно было проследить их военную судьбу – от завода и до аэродрома, а также узнать сведения об экипаже, приписанного к самолёту.
В течение двух лет, в 2018 – 2019 годах, почепские поисковики: командир отряда – Михаил Кашликов, Сергей, Андрей и Петр Жуковы, Роман Вавулин и Геннадий Плющов, по квадратам расчищали превратившуюся в болото низменность, где в 1941 году упал советский бомбардировщик. О классе машины говорило и количество членов экипажа, и фрагменты её деталей, усыпавшие всю луговину.
После того, как были определены места падения крупных частей машины, работы продолжились с помощью экскаватора. С помощью тяжелой техники, на глубине около 4 метров, были обнаружены фрагменты первого мотора, на поршнях которого был выбит его номер: № 871760. В пяти метрах от этого места, вскоре были найдены фрагменты второго мотора с номером: № 8706. Помимо этого, среди поднятых деталей оказалась и шильда с сокращённым номером самолёта: № 1140.
Теперь необходимо было провести архивный поиск. В этом неоценимую услугу оказали председатель Международной общественной организации «Вымпел» г. Москва Игорь Николаевич Находкин и его заместитель по направлению авиапоиска Игорь Ярославович Михайлюк.


По найденным ими документам было установлено, что в мае 1941 года с завода № 29 мотор марки М-87«А» с номером № 871760 был направлен в 4 дальнебомбардировочный авиаполк, дислоцирующийся на аэродроме Укурей Забайкальского края. 5 июля 1941 г. полк, в составе 73-х самолётов ДБ-3А (ДБ — дальний бомбардировщик) вылетел на фронт. 7 августа часть сосредоточилась на полевом аэродроме Орловского аэроузла, и уже на следующий день включилась в боевую работу на созданном через неделю Брянском фронте. Бомбардировщики бомбили механизированные колонны 2 танковой группы фашистов, уничтожали переправы, мосты и другие военные цели противника. На тот момент, за машиной под № 1140 был закреплён экипаж в составе: пилота — младшего лейтенанта Смирнова, стр. бомбардира — лейтенанта Руденко, воздушного стрелка-радиста — сержанта Стегачева и воздушного стрелка — младшего сержанта Трушникова. При этом, в документе, поверх фамилии Трушников была написана синим карандашом фамилия младшего сержанта Старовойтова (Центральный архив Министерства обороны РФ, фонд: 21929, опись: 200863с, дело: 3, листы: 23 и 29).
В журнале боевых действий 4 дальнебомбардировочного авиаполка нашлась и запись о последнем бое самолёта младшего лейтенанта Смирнова. Привожу её дословно:
«6.9.41 г. в Красную Зарю прибыл летчик мл. лейтенант т. Смирнов и штурман лейтенант т. Жандаров.


31 августа экипаж мл. лейтенанта Смирнова вылетел на выполнение боевого задания. В районе цели после выполнения боевого задания был обстрелян ЗА (зенитной артиллерией – М.В.) и атакован вражескими истребителями типа МЕ-109.
От прямого попадания снаряда перебило управление и самолёт загорелся. т.Смирнов пытался посадить горящий самолёт, но управление было потеряно, пламенем был охвачен весь самолёт, который резко падал вниз.
На высоте 500 метров мл. лейтенант Смирнов и лейтенант Жандаров с горящего самолёта выпрыгнули на парашютах и приземлились в районе Гнилица 33 км. северо-восточнее Почепа. Стрелок радист сержант Стегачев и воздушный стрелок мл.сержант Старовойтов по-видимому были ранены или убиты и упали вместе с горящим самолётом.
Мл. лейтенант Смирнов приземлился от самолёта на расстоянии 10 км. Лейтенант Жандаров в 5 км. На другой день их свел 16 летний мальчик Клименко Иван, дал им одежду и свёл с партизанским отрядом в селение Рубчакошево, которые их доставили в часть 1062. Этой частью были направлены в Брянск, а из Брянска в Красную Зарю.
Летчик, мл.лейтенант Смирнов получил ожоги лица, чувствует себя хорошо. Состояние здоровья тт. Смирнова и Жандарова хорошее и имеют большое желание участвовать в боевых вылетах по разгрому фашизма, отомстить за своих боевых товарищей.
Экипаж рассказывает из слов местных жителей про зверства и издевательства фашистов над местным населением. В большинстве, население бросает деревни и уходит в партизанские отряды».
В книге учета потерь личного состава управления и частей 42 авиационной дивизии за июнь 1941 г. – март 1942 г., значится:
«38. В\стр. радист Стегачев Алексей Иванович сержант 31.8.1941 сгорел с с-том в районе Почеп;
39. Возд. стрелок Старовойтов Алексей Иванович мл. сержант 31.8.1941 сгорел с с-том в районе Почеп» (Центральный архив Министерства обороны РФ, фонд: 20105, опись: 2, дело: 6, лист: 49).
Таким образом, два безымянных летчика, похороненные у гражданского кладбища д. Клинок и перезахороненные в с. Норино, благодаря работе почепских и московских поисковиков обрели свои имена. Теперь осталось увековечить на мемориале с. Норино этих героев: уроженца Витебской области Белоруссии, младшего сержанта Алексея Ивановича Старовойтова и уроженца Тамбовской области России, сержанта Алексея Ивановича Стегачева, а также разыскать их родственников и сообщить им о месте упокоения их близких.
Хотелось бы отметить, что нельзя оставить без внимания совершённый экипажем бомбардировщика подвиг, о котором свидетельствуют жители Жирятинского района. В последние секунды, летчики смогли отвернуть свою машину от деревни Клинок и тем самым спасли жизни её жителям. Необходимо поднять вопрос о награждении экипажа за этот подвиг государственными наградами Российской Федерации. И это необходимо сделать нам, брянцам, ведь в сентябре 1943 года 4 дальнебомбардировочный авиаполк, ставший к этому времени 6 Гвардейским авиаполком дальнего действия, вновь воевал на Брянском фронте, и за проявленные отличия полку было присвоено почетное наименование «Брянский»!

Максим Волков,
председатель совета БРОО «ОПО Брянский Фронт»

Еще по теме:

29 марта 2020, 14:25
Улицы Брянска опустели
Март 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Картина дня
28 марта 2020, 18:41

В Почеп прилетели аисты

Жители города запечатлели аиста на гнезде вдоль одной из центральных улиц.

28 марта 2020, 18:32

Артем Ашеко принял участие во флешмобе «Спасибоврачам»

Напомним, что "Единая Россия" запустила в социальных сетях флешмоб «Спасибо врачам» в поддержку медицинских работников.

27 марта 2020, 19:25

На домах ветеранов Почепского района появятся символичные таблички

Таблички "Здесь живет Герой" повесят на дома в торжественной обстановке.

27 марта 2020, 16:14

Для почепчан введено ограничение на посещение лесов

ГКУ Брянской области «Почепское лесничество» информирует, что ограничение вводится в период с 28.03.2020 г. по 09.04.2020 г.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации