Русская женщина сильная духом
У нынешнего поколения есть достойные примеры для подражания — это наши ветераны, дедушки и бабушки, отцы и матери. Нам нужно научиться слышать и учиться их житейской мудрости, ценить то, что было и остается важным для их поколения.
Просто удивительно, как нашим бабушкам удаётся сохранить молодость и жизненные силы в 80 и в 90 лет.
Хочется рассказать о простой женщине — Вера Сергеевна Андрейченко, которая выросла в послевоенное время, и, несмотря ни на какие трудности, не разочаровалась в жизни и искренне радуется мелочам. Бескорыстная любовь к людям, воспитание достойных детей, труд — вот залог счастья для моей героини.
Вера Сергеевна Андрейченко родилась в 1938 году в д.Старо-Красная Слобода. Когда началась Великая Отечественная война, она была еще совсем ребенком, но помнит этот страшный день, как будто это все произошло вчера.
— Помню, как все плакали, кричали, уходили из деревни. Я шла сама, прижимая к груди котомку, и тоже плакала, понимая, что произошло что-то страшное, непоправимое… Деревню сожгли дотла. Особенно долго горел наш новый дом…, — вспоминает Вера Сергеевна.
Так как каждая семья деревни была партизанская, вскоре прибыл карательный отряд СС, состовший в основном из финов, все были рыжие, злее немцев. Старо-Красной Слободе была уготована учесть Хатыни. Но полицаи доложили фашистам, что поле — «панское поле» партизаны заминировали, тем самым отрезали дорогу к лесу. Немцы решили пустить по минному полю женщин, детей, стариков. Согнали всех жителей деревни и погнали к лесу, а дома подожгли. Люди обезумели, ничего не понимали. Маленькую Веру мама несла на руках, а пятилетняя Зина держалась за подол мамы и всё время повторяла: «Мамочка! Мамочка! Мамочка! Страшно!» И вдруг взрыв, молодую женщину с младенцем разметало взрывом в стороны, а ребёнок остался жив, он громко плакал… Один изверг выстрелил, ребёнок затих. Все в ужасе бросились бежать в разные стороны. Было ещё много взрывов, многие не добежали до леса. А нам повезло, мы выжили. С тех пор это поле называют «снегиркиным», фамилия у той молодой женщины была Снегирёва. Так жители деревни узнали истинное лицо фашистов.
Вернулась семья в 1943 году на пепелище. Жили в землянке у «дядьки Ларьки» — 12 человек. Вши, голод, ели лебеду и «тошнотики», постоянно болел живот.
Но все пережили. А когда поставили новую хатку с земляным полом, шторами из бумаги, да и еще и завели корову — радости не было предела.
— Но мама почему-то не радовалась, она плакала каждую ночь. Пришло письмо о том, что наш отец пропал без вести. Так мы остались без главы семейства, а наша мама стала вдовой в 24 года с двумя маленькими детьми. Я совсем не помню отца. И эту утрату смогли пережить… Человек, наверное, все может вытерпеть.
Помню, в 1945 году мужики начали в деревню приходить с фронта. Помню, сидим с сестрой около хатки, вдруг кто-то закричал: «Солдат без ноги идёт!» . Мы с Зиной бросились к нему через высокую траву-осоку с криком «Татка! Татка наш вернулся!» Бежали и падали, падали. А когда добежали — оказалось, это не папка. Долго не могли мы успокоиться. Не суждено было нам его увидеть больше никогда…, — глаза Веры Сергеевны наполнились слезами.
Потом героиня повествования рассказала о том, как закончила 7 классов и устроилась работать. Жизнь заставила маленькую Веру рано повзрослеть — с 14 лет она работала в школе техничкой — вставала в 3 часа ночи, чтобы протопить 15 печей. В 16 лет со взрослыми поехала в г.Петрозаводск Ленинградской области валить лес. «Сучкоруб» — такая первая запись в трудовой книжке молодой, красивой девушки.
Вместе с другими хрупкими девчатами Вера рубила сучья вековых деревьев, выполняя нормы мужчин. Ведь кто тогда считался с тем, что ты — девушка, да и еще и подросток. А в первый день работы дали тупые топоры, проверить выдержат ли девушки.
— Мы руки в кровь стерли, но это не заставило вернуться домой, так же, как и укусы комаров, морозы под 40 градусов, замерзший чай в чайнике и хлеб с маргарином. Уж очень хотелось купить шелковое белье…
Личная жизнь у Веры Сергеевны складывалась не всегда удачно. Пришлось временно жить в ГДР в г.Потстдам, в Грузии, в городе Кутаиси. Но всегда тянуло Веру на Родину в Старо-Красную Слободу.
Судьба подарила ей двух замечательных дочерей — Аллу и Светлану. Обеим Вера Сергеевна дала высшее педагогическое образование. Уже и внуки выросли — Юлия дипломированный юрист, Лена и Максим выбрали профессию врача — обучаются в Тверском государственном медицинском университете, самая младшая — Катюша сдает в этом году экзамены и тоже готовится поступать в медицинский университет. Греют душу и подрастающие правнучки — Никита и Аленка. В свои 80 лет Вера Сергеевна находит свое счастье именно в них — детях, внуках и правнуках.
Наталья ВАРСЕЕВА.
Фото из архива
Веры Сергеевны
Андрейченко.