Баба Катя
Беседуя с людьми, детство которых приходилось на военное время, слышишь, примерно, одинаковую историю про зверства фашистов, годы оккупации, голод, смерть близких. Рассказ Екатерины Николаевны Справцевой из п.Московский Почепского района — не исключение. Только вот еще большей горечи ей добавляет то, что в страшные годы если другие дети могли согреться теплом любви под крылом матери, то маленькой Кате и ее братьям вдобавок ко всему приходилось замерзать от равнодушия мачехи…
Когда девочке было 4 годика, в 1935 году от заражения крови умерла мать Василиса Васильевна. Их отец, видный председатель колхоза Николай Степанович привел в дом молодую жену Нину Зиновьевну. Мачеха не умела даже готовить. Вот так и повзрослели быстро дети. А в 1945 году погиб на фронте отец. Встретили Победу три сироты у обгоревшего дома. Приютила их к себе бабушка Анастасия Степановна. Пока старшие братья ремонтировали кров, Екатерина пасла коров, стирала золой белье, работала в колхозе. Трудовой день ее начинался в 7 утра, а заканчивался с заходом солнца. За смену жала Екатерина Николаевна серпом около 30 соток, сносила снопы, молотила их цепью. Успевала она и по дому все делать.
Старший брат Василий, служивший в Калининграде, приехав на побывку домой, пожалел Катю и забрал ее с собой. Только вот сразу же он заболел желтухой и попал в госпиталь, не успев устроить на работу сестру. Екатерина Николаевна познакомилась с проживающей неподалеку заведующей столовой, где питались летчики. Она и позвала молодую девушку на работу официанткой.
Коллектив столовой был очень хорошим, да и бравые солдаты создавали веселую, добрую атмосферу. Не проработав и месяца, Екатерине Николаевне пришлось уволиться, так как Василия переводили в город Полесск. Решила она, чтобы не обременять семью брата, уехать на родину в село Добродеевка Злынковского района. Так все вернулось на круги своя.
Устроилась она на спичечную фабрику. Вышла замуж. Вот только муж Семен Петрович Справцев выпивал частенько, отчего и утонул. Опять приходилось тянуть Екатерине Николаевне все на своих женских плечах. Благо, помогал свекор. В 1959 году построили домик. Воспитывали троих деток — Антонину, Николая и Наталью. Одной справляться с малышами было очень тяжело. Да и денег не хватало. Самую младшую дочь согласилась присматривать крестная Екатерины Николаевны, пока та трудилась в столовой санатория посудомойщицей. Повара жалели молодую маму и отдавали ей порции манной каши для детей, запеканку и рыбу. Было намного легче, главное, всегда накормлены. Но тут к Екатерине Николаевне с просьбой вернуться обратился директор спичечной фабрики. По доброте и отзывчивости она не смогла отказать ему. Он устроил маленькую дочку в круглосуточные ясли, а Екатерину Николаевну поставили работать на ленте по изготовлению спичечных коробков. Работы было много — следить за бесперебойной работой ленты, выносить мусор. Тяжелый труд оставил свои отпечатки — заболели суставы. И Екатерина Николаевна ушла уборщицей сначала в школу, а затем — в продуктовый магазин, где зарплата была на 30 рублей больше. Чтобы прокормить детей, она еще и подрабатывала — за разделку 1 тонны мяса доплачивали 7 рублей. Вспоминает Екатерина Николаевна, как тяжело было для женских рук управляться с тушами свинины и телятины.
Ее нелегкую трудовую деятельность в итоге оценили — вручили удостоверение на медаль «За доблестный труд». Вот только саму медаль Екатерина Николаевна не успела получить — вмешался Чернобыль. Привычный уклад жизни кардинально пришлось поменять. И почти все село Добродеевка переехало в нынешний п. Московский.
Сейчас Екатерина Николаевна проживает в своем уютном домике. Никогда не унывает. Всю горечь своей жизни изливает в старинных душевных песнях в составе ансамбля «Сударушка», который хорошо известен в нашем районе.
Сама обрабатывает приусадебный участок. Каждое лето ее дом утопает в цветах. Екатерина Николаевна необычайно приветлива и дружелюбна. Глядя на нее, понимаешь, что, действительно, не место красит человека, а человек место. Ее доброты, понимания, отзывчивости и тепла хватит на многих. В поселке к ней все уважительно обращаются: «Наша баба Катя». Где бы она не находилась, будь то в Калиниграде, в с Добродеевка или в п.Московский, она всегда становилась «нашей», потому что по себе знает, как важно быть не одному!
Марина Черепанова.
Фото автора.